Обслуживание и зарядка аккумулятора

В начале статьи некоторые факты об аккумуляторах, которые кому-то, возможно, покажутся занимательными. А также некоторые советы.

Каждому автолюбителю хорошо известно, что основная функция аккумулятора, с которой имеют дело постоянно – это запуск двигателя. А вот об остальных его возможных применениях догадываютcя не все. Например, по выходу генератора из строя, аккумулятор может использоваться в качестве аварийного источника питания. Для двигателей с инжекторами его функцией является также и сглаживание напряжения от генератора.

Если в автомобиле двигатель именно инжекторного типа, то аккумулятор никогда нельзя снимать если двигатель включен. Это только в лучшем случае может привести к сбою в работе "мозгов", а в худшем – к их выгоранию.

Основная масса современных выпускаемых аккумуляторов является кислотно-свинцовыми. Эта технология была адаптирована для производства ещё в 1858 г. и применяется по наше время. В них используется химический принцип двойной сульфации. А герметизированные аккумуляторы, в основе которых всё та же технология, могут уже работать при любом положении в пространстве, без риска нарушения работы и пролития электролита.

Обычный аккумулятор легкового автомобиля – это шесть отдельных секций, объединённых в общий контейнер. Соответственно, каждая секция является отдельным источником питания, вырабатывающая порядка 2.1 Вольт. Внутри каждой располагаются две, на некотором расстоянии друг от друга, свинцовые пластины – положительный анод и отрицательный катод. Общий вес аккумулятора складывается из веса электролита, свинцовых пластин и соединительных проводов, и достигает примерно 16-17 кг.

Для увеличения прочности свинцовых пластин внутри аккумулятора, в их сплав добавляют сурьму. Но её присутствие провоцирует выкипание из электролита воды. Поэтому почти все аккумуляторы, кроме зарядки, требуют минимального обслуживания – регулярной доливки воды. Эволюция производства позволила уменьшить процент сурьмы в этих пластинах, благодаря чему сегодня уже существуют малообслуживаемые и гибридные аккумуляторы.

Принцип работы аккумулятора

Основа функции аккумулятора довольно-таки несложная. Положительный электрод покрыт двуокисью свинца тёмно-коричневого цвета. Отрицательный электрод – губчатым свинцом серого цвета. Корпус наполнен раствором серной кислоты с водой. При разрядке аккумулятора – работе, активная масса отрицательного катода преобразуется в сульфат цинка, отдавая в электрическую цепь два электрона. В сульфат цинка тоже превращается и активная масса положительного анода. В результате этих электрохимических реакций расходуется серная кислота электролита – уменьшается её процентное содержание. Во время зарядки идёт обратное образование серной кислоты, увеличивается её доля.

Обслуживание аккумулятора

На сегодняшний день существует четыре вида аккумуляторов: обслуживаемые, малообслуживаемые, гибридные и необслуживаемые.

Рассмотрим каждый вид отдельно:

Обслуживаемые – самые доступные из них те, что производятся в странах СНГ. Сравнительно они обладают большим количеством недостатков, чем преимуществ. Во-первых это высокая стоимость, при наличии всех рассматриваемых ниже "минусах". Корпус изготавливается из очень хрупкого эбонита. Верхняя часть корпуса консервируется мастикой, которая очень чувствительна к температурным перепадам и воздействиям загрязнений. В результате этих воздействий она теряет свои изолирующие свойства – аккумулятор начинает быстро самопроизвольно разряжаться. С этой мастики с регулярностью нужно удалять грязь. А каждые порядка 5-7 тыс. км. в аккумулятор нужно добавлять воду. Из преимуществ, разве что, можно выделить возможность замены пластин.

Малообслуживаемые – очень распространены в настоящее время. Производятся и поставляются разными странами Европы и Азии. Имеют надёжный пластиковый корпус. Воду нужно восполнять по истечению порядка 20-30 тыс. км.

Гибридные – их можно отнести к рассмотренным выше малообслуживаемым, но не в полной мере. Положительные и отрицательные контакты их электродов изготавливаются из разных, более подходящих соответственно, металлических сплавов. В результате чего такие аккумуляторы совмещают собственные и рассмотренные уже выше преимущества. Это высокий пусковой ток, малый расход воды и долговечность. Стоимость их высока и найти в продаже бывает непросто.

Необслуживаемые – отсутствует пункт в обслуживании, объединяющий все ранее рассмотренные виды – это заливка воды. Её расход здесь настолько незначительный, что соответствующего отверстия в корпусе нет в принципе. И обслуживания, конечно кроме его зарядки, более не требуется. Но есть и "побочный" эффект. Более пристального к себе внимания требует вся электросистема автомобиля. Нужно следить за натяжением ремня генератора, состоянием самого генератора, регулятором напряжения и строго не допускать нигде утечек тока. Цена их соответствует цене "топовых" малообслуживаемых аккумуляторов. И если вы твёрдо уверены в хорошем техническом состоянии вашего автомобиля, то такой аккумулятор для вас.

Очень не рекомендуются чрезмерно затягивать зарядку аккумулятора. Это приводит к "накипи" на свинцовых пластинах, в химической терминологии – к сульфации свинца. После чего все виды аккумуляторов, кроме обслуживаемых, однозначно уходят в утиль. Это обстоятельство требует регулярного замера плотности электролита и особенно в зимний сезон. Например, при изначальной плотности в 1.27 г/см3, 0.01 г/см3 – это около 6% заряда.

В летний период подзарядку аккумулятора начинают при 50% заряда. В зимний – при 25%. Если плотность электролита зимой падает до 1.20 г/см3, то он замерзнет при температуре -20С.

Порядок зарядки аккумулятора

Прежде чем покинуть автомобиль, никогда не нужно забывать отключать всю электрику и электронику, иначе по вашему приходу аккумулятор может уже просто банально сесть. К примеру, оставленные включенными габаритные огни абсолютно разрядят аккумулятор где-то часов за 30.

Сама "бытовая" зарядка аккумулятора включает два основных способа:

  • Аккумулятор подключен и находится на своём штатном месте в автомобиле. Двигатель запущен и, соответственно, работает генератор. Чем выше обороты двигателя и менее расход на электроприборы, тем быстрее заряжается аккумулятор.
  • Аккумулятор отсоединяется от контактов автомобиля и, желательно, вынимается из своей штатной посадки в авто. Далее контакты зарядного устройства, обычно в виде быстрых прищепок "крокодилов" подключаются соответственно плюс к плюсу, минус к минусу. Чем "деликатнее" будет зарядка, т.е. чем меньше будет подаваемый ток, тем больший заряд получит аккумулятор. Но не стоит занижать ток чрезмерно, иначе полная зарядка не будет достигнута и через месяц. Само зарядное устройство на сегодняшний день представляет собой целый компьютер. В зависимости от цены может обладать рядом функций, например сглаживание и гашение скачков напряжения.

Считается что аккумулятор зарядился полностью, когда электролит, что называется, начал "закипать". Обычно зарядка проходит за 8-10 часов, но зависит от начального заряда. После начала кипения электролита нужно выждать ещё 10-15 минут и отключить питание – теперь аккумулятор полностью заряжен. Далее, так как на корпусе могут быть загрязнения и кислота его лучше вымыть и, соответственно, после обязательно просушить. Нечистый корпус может пропускать напряжение, что, конечно, ведёт и к преждевременной разрядке. А проверить это с точностью легко – нужно замерить напряжение крышки, и если оно больше нуля, то корпус обязательно нужно вымыть с содой. Конечно, нельзя допускать, чтобы моющий раствор попал внутрь.