Обслуживание интеркулера в турбодвигателе

Интеркулер

В стремлении к достижению экологических стандартов, основная часть производителей автомобилей уменьшают размерность двигателей и, соответственно, понижают их расход топлива. Но при том продолжают увеличивать их КПД. Это, кроме прочего, может достигаться с использованием турбины двигателя и новых моделей высокотехнологичных интеркулеров.

И вот, в долговремено складывающейся тенденции всё большее количество проектируемых ДВС новых поколений авто предусматривают наличие турбокомпрессора. Поэтому становится актуальным более глубокое понимание процесса совместной работы пары интеркулер-турбокомпрессор.

За более чем 30 лет с момента широкого внедрения в автопромышленности, к сегодняшнему дню турбина стала меньше примерно в два раза. А рабочее давление в ней, обороты и придельно допустимая температура её нагрева возросли. В связи с чем больший перепад температуры между температурой входа и выхода интеркулера вызывает повышение давления и в нём. Это конечно не работает на увеличение ресурса интеркулера. И он, зачастую, становится самым слабым звеном во всей системе турбодвигателя.

Интеркулер представляет из себя довольно непростое устройство. Его обслуживание требует глубокого изучения соответствующей технической документации. В противном случае правильная наладка будет невозможной. Но быстро получить представление об основной и наиболее частых причинах неисправностей всех интеркулеров будет полезно. Так как это может служить отправной точкой для дальнейшего изучения.

Основная причина неисправности интеркулера это попадание в него крупных твёрдых частиц – камней. Они деформируют его пластины. А вместе с тем и попадание мелкой грязи являются причиной перегрева турбины и всего двигателя. В результате чего давление в системе растёт выше допустимого. Возникает течь интеркулера. Попадание в него моторного масла в дальнейшем, вызывает его полную закупорку.

Очень многие автовладельцы, в этом случае, заметив сильное падение мощности двигателя просто заменяют уже неисправный или, возможно, уже полностью неработоспособный турбокомпрессор. Делается это, конечно, вопреки любым предписаниям по обслуживанию турбо ДВС. При этом существует большая опасность, что из-за сильно возросшего давления загрязнения и масло из интеркулера окажутся прямиком в камере сгорания. Это выведет двигатель из строя. По этой причине ведущие специалисты рекомендуют при замене турбокомпрессора заменять и интеркулер.

Перед установкой новых турбокомпрессора и интеркулера должны быть внимательно проверены остальные элементы системы на предмет наличия мусора, металлических частиц и масляных отложений. Если загрязнения присутствуют в системе, то они вновь могут закупорить интеркулер. Кроме того, при наличии загрязнений и по причине того же резко возросшего давления может произойти деформация пластмассового бачка. А это, в свою очередь, также ведёт к протечкам интеркулера. К этим проблемам быстро может привести и нештатное увеличение мощности турбины, даже если изначально загрязнения в системе не было.

Первые признаки неисправности:

При снижении мощности турбодвигателя, увеличении расхода топлива или необычном оттенке выхлопа проблема может быть в интеркулере. Из-за нештатного давления во всей системе турбонаддува, при поломке интеркулера, в топливно-воздушной смеси образуется нехватка кислорода. Это является причиной снижения мощности двигателя. Так как нехватка кислорода является причиной ухудшения воспламенения топлива, возрастает его расход. А если увеличенная доля горючего в смеси не выгорает полностью, выхлоп имеет необычный оттенок.

В нелучшем случае, при завышенном турбиной давлении для восполнения объёма проходящего воздуха, может произойти поломка самой турбины.