Накачка шин гелием

Давление в автошине

Прогресс не стоит на месте, и сегодня автолюбителям предлагается много интересных и оригинальных решений по обслуживанию автомобилей. Нужно отметить, что не все из них действительно могут быть оправданы с рациональной точки зрения.

Одним из таких "ноу-хау" является использование газа гелия и других газов в шинах автомобиля вместо обычного и привычного всем атмосферного воздуха.

Апологеты данного новшества приводят следующие аргументы в его поддержку:

  • Шина, накачанная гелием, дольше держит давление, так как молекула газа имеет больший объём и, соответственно, хуже проходит через поры и микротрещины резины.
  • Шина получается мягче и легче (с разницей до ~0.5 кг) по причине того, что гелий имеет меньшую по сравнению с воздухом плотность.
  • Стабильность давления в шине обеспечивается и при большом перепаде температур, даже знойным летом, когда покрышка может нагреться до 80 °C.

Кроме того, частенько приводятся такие преимущества газов в шинах, как: повышенная устойчивость авто, улучшенная управляемость, пониженный шум соприкосновения резины с поверхностью дороги и укороченный тормозной путь. Хотя основания для этих утверждений до конца остаются не ясны.

Также, к примеру, существует упорный факт, что кислород, в немалой доли содержащийся в атмосферном воздухе, в отличии от газа, вызывает коррозию автомобильной резины. Но, как говорится, есть большое "НО". С "разоблачения" этого "преимущества" других газов в шинах, можно начать рассмотрение целесообразности и остальных их полезных свойств в данном применении.

Если условно "отменить" такие вредные для резины факторы, как свет, влажность, перепад температур и др., то кислород в одиночку сможет "разъесть" всю автомобильную резину примерно в течении ста лет. Но весь срок эксплуатации шин обычно не превышает двух лет и, соответственно, абсолютно не соизмерим с ее устойчивостью к коррозии. Также при этом нужно учитывать, что куда более агрессивный атмосферный кислород в любом случае будет оказывать своё воздействие снаружи.

Кроме того, лучшая защита от коррозии резины при использовании инертных газов в шинах обеспечивается только с их должной подготовкой, т. е. просушкой газа. Соответственно, подобного улучшения можно добиться и с использованием просушенного атмосферного воздуха, просто установив осушку перед обычным компрессором.

Как известно, основой для шины является каучук и углерод. Углерод – проницаемый материал практически для любого газа. И размер молекул, более или менее объемный, на практике не играет особой роли. Соответственно, незначительная утечка газа через всю поверхность шины происходит постоянно. Но если закачать в шины, к примеру, чистый газ азот, то такая утечка даже увеличится в разы. Причиной тому будет уже не только разница давлений внутри шины и снаружи неё, но и разная концентрация азота в шине и атмосфере. А гораздо более "экзотический" для атмосферы гелий будет "испаряться" из шины ещё быстрее, в данном случае, не взирая на размер молекул. При увеличении температуры утечка будет более-менее равномерно возрастать для всех газов, заправляемых в шины, так как коэффициент сжимаемости у них схож.

Так как газы это сжимаемые субстанции и легко передают нагрузку, на практике говорить о том, что один газ более плотный, а другой менее, не приходится. Каждая накачанная гелием шина действительно может оказаться на несколько десятков грамм легче. Но это критично только в профессиональном скоростном автоспорте.

Многие автоэксперты и даже учёные озадачены вопросом – чего же стоящего может дать это "ноу-хау" обычным автолюбителям? Некоторые сотрудники СТО в частных беседах признаются, что самый продаваемый газ для накачки шин это азот, а не более лёгкий и, казалось бы, более подходящий гелий. Видимо, всё-таки ввиду сверх "текучести" последнего. Некоторые автовладельцы отмечали повышенную лёгкость и уверенность в управлении авто. Но здесь, учитывая условия эксплуатации для большинства автомобилей, скорее приходится говорить о "маркетинговых отзывах", как инструменте "сурового бизнеса", или же "эффекте плацебо". Кстати, последний особенно открывает возможности для "не чистых на руку" "коммерсантов", продающих под видом "супергаза" обычный воздух, в лучшем случае просушенный. Так что и здесь нужно быть, что называется, "на чеку".